Быть готовым к школе - не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. 

Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего, сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он научился читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Готовность ребёнка в школе включает в себя такие компоненты, как:

  1. Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым).
  2. Интеллектуальная готовность – это «багаж знаний» ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения. Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором живет, название страны, ее столицы, имя и отчество матери, отца, где они работают; понимать, что их бабушка - чья-то мама, отца или матери. Должен знать времена года. Части суток, их последовательность и основные признаки, название месяцев, основные виды деревьев, цветов, различать диких и домашних животных, ориентироваться во времени и пространстве и ближайшем окружении.

Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью.

Но бывает интеллектуально пассивные дети. Им требуется развивать любознательность и использовать такие игры «Бывает – не бывает», «Каждой вещи свое место» и др.

Не следует отмахиваться от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно заметить, истолковать замеченное явление.

Необходимо развивать воображение, мышление, восприятие. При низком уровне воображения, возникают трудности в освоение письма. Слуховое восприятие тесно связано с развитием речи. Сейчас печатается очень много книг с играми, упражнениями по развитию психических процессов. Ими можно воспользоваться.

  1. Эмоционально-волевая готовностьпредполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, сопереживание). Волевая готовность – это умение ребенка ставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего волевого усилия; умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.
  2. Мотивационная готовность предполагает наличие желания у ребёнка принять новую социальную роль, стать школьником. Для этого важно, чтобы школа привлекала его своей главной деятельностью - учебой.

Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной  «внутренней позиции школьника».

5.Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, т.е. качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами. Он спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми; знает правила общения. Не стесняется задать вопрос, может связно высказывать мысли. Умеет работать в коллективе и участвовать в обсуждениях. У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Каждый ребёнок без исключения проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений и качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.

Добавить комментарий


Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 886 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© CopyRight МБДОУ детский сад комбинированного вида №85 г.Ангарск