Ваш ребёнок не говорит?
Развитие речи на пятом году жизни ребёнка характеризуется как процесс постепенного перехода к более высокому уровню овладения родным языком. Прежде всего изменяется содержательная сторона общения между взрослым и ребёнком: являясь вначале ситуативным, ориентированным на решение практических задач, общение на этом возрастном этапе выходит за пределы конкретной ситуации. Движущим мотивом общения всё чаще становится стремление ребёнка к познанию языковых закономерностей. Ему интересно опробовать свои силы в словотворчестве на основе грамматических правил и различных словообразовательных моделей.
К концу 5-го года жизни нормально развивающийся ребёнок овладевает правильным произношением всех звуков речи ( в единичных случаях допустимо неправильное произношение трудных с точки зрения артикуляции звуков позднего онтогенеза: сонорных р, р,).
На 5-м году жизни значительно совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается разборчивость звучания и четкость дикции. Достаточный уровень развития фонематического восприятия позволяет ребёнку различать слова с оппозиционными звуками (крыса – крыша, лак – рак и т.д.). Доступен ребёнку – после соответствующего обучения – и звуковой анализ слов с несложной фонетической структурой.
В этом возрасте нормально развивающийся малыш уже способен критически оценивать недостатки своей речи.
Важным условием гармоничного речевого развития ребёнка 5-го года жизни является наличие развивающей речевой среды. Взрослые должны предлагать ему для обсуждения интересную информацию о событиях и явлениях, выходящих за пределы привычного и хорошо знакомого окружения. Целесообразно знакомить ребёнка с иллюстрированными детскими энциклопедиями, познавательными фильмами о живой природе других климатических поясов, проводить экскурсии в ближайшие парковые зоны, демонстрировать новые способы изучения окружающего мира (бинокль, увеличительное стекло), неизвестные свойства хорошо знакомых предметов (взаимодействие железных гвоздей с магнитом и т.п.). Это создаёт эффективные условия для расширения тематического содержания бесед взрослых и ребёнка и стимулирует развитие контекстной речи. При этом общение ребёнка с другими детьми продолжает носить выраженный ситуативный характер. Ребёнок, таким образом, осваивает вариативные речевые стили, что поможет ему в дальнейшем разграничивать с точки зрения лексико-грамматического оформления бытовое общение и общение в ходе дидактических игр или развивающих занятий.
Характер речевых ошибок ребёнка меняется в зависимости от предмета разговора. Общаясь на хорошо известные темы в знакомой бытовой обстановке, ребёнок употребляет стандартные речевые обороты; при этом его «словообразовательные новшества» служат целям улучшения качества грамматического оформления высказывания. Например, существительные общего рода подвергаются в речи ребёнка модификации, связанной с половой принадлежностью субъекта общения: «Стыдно, Серёжа, быть такой плаксой…ну, таким плаксом».
Осваивая новую лексику, например названия профессий, ребёнок на свой лад переделывает предлагаемые взрослым речевые образцы. Так, в русском языке существительные мужского рода могут употребляться в значении лица безотносительно к полу (Мария Ивановна – прекрасный врач), но дети часто по-своему «переправляют» нормированный язык.
- Он сам режиссёр, а она тоже режиссёрка (5 лет).
- Когда вырастешь, математиком будешь? – Не математиком, а математичкой! (5 лет).
- Вон дворник идёт. – Какой же это дворник? Это же тётя! (4 года).
Нередко малыш придумывает свои собственные наименования профессий: подавальщица (буфетчица), таксильщик (таксист), дядя балерин (балетный танцовщик).
После 4 лет ребёнок умеет пересчитывать несколько предметов , поэтому в его речи все чаще встречаются сочетания количественных числительных с именами существительными; при этом появляются ошибки, связанные с неправильном выбором
формы числительного: малыш ошибочно употребляет их либо в именительном падеже, либо в неправильной форме косвенного падежа – такие ошибки носят стойкий характер и встречаются у детей даже в школьном возрасте.
- Я сегодня две девочки с праздником поздравил (4 года 3 месяца).
Интересно наблюдать за «творческим подходом» ребёнка к образованию форм глаголов.
- Смотрите, как я дрова рубю (4 года).
- Спю я, не мешайте (4 года 1 месяц).
- Папа лягет на кровать, а я на диван (4 года).
- У нас все так можут рисовать (4 года).
- Кукол пора спать укладить (4 года 2 месяца).
- Мама мне мелила сахар для пирога (4 года 4 месяца).
Очень важно отделять неправильное образование форм существительных в нормативном языке глаголов (например, надухи меня вместо «надуши», т.е. опрыскай духами) от случаев придумывания, сочинительства отсутствующих глаголов.
- Навиль ( т.е. надень на вилку) мне этот кусок (4 года).
- Он был волшебником, только ничего не волшебил (5 лет).
Вот несколько аналогичных примеров для существительных:
- Бабушник – тот кто любит бабушку (4 года).
- Горькость (во рту) не проходит (4 года 5 месяцев).
Образование причастий и деепричастий в целом не является характерным для детей 5-го года жизни, но отдельные случаи ненормированного словообразования этих глагольных форм в речи детей всё же встречаются.
- Сломатый автобус дальше не поедет (5 лет).
- Седло не поднимето (4 года).
Наиболее распространенными ошибками в образовании форм глаголов на 5-м году жизни остаются ошибки, связанные с неверным образованием основы настоящего времени.
- Мама меня опять целовает (5 лет).
- Люба опять к нам приставет (4 года 11 месяцев).
Эти примеры демонстрируют стремление ребёнка к последовательности, логичности языка: одно и тоже значение, по мнению маленького лингвиста, должно выражаться стандартными грамматическими формами. Для ребёнка 5-го года жизни такими правильными с точки зрения словообразовательных норм русского языка являются придуманные им «новые» прилагательные (ёлкина игрушка, шишечный лесовичок), наречия (по-правдиному, по-магазинному), неожиданные для русского языка сочетания предлогов с существительными и глаголами (бегал в окне, летал за деревом).
Всё вышесказанное даёт основание утверждать: «трудности» в усвоении ребёнком 5-го года жизни лексических и грамматических закономерностей родного языка должны стать объектом пристального внимания со стороны родителей.
Домашние задания по развитию речи
Одним из главных достижений среднего дошкольного возраста являются появление ролевых взаимодействий и развитие образного мышления. Ребёнок на 5-м году жизни способен разделять игровые и реальные взаимодействия, что позволяет выстроить систему занятий не как игру, а как учебную деятельность. И всё же не будем забывать, что игровые интересы у ребёнка на 5-м году жизни по-прежнему остаются ведущими. Поэтому старайтесь разнообразить задания, вводить в них как можно больше игр, том числе ролевых.
Очень хорошим в этом возрасте является смена ролей: ребёнок – учитель, взрослый – ученик. Пользуйтесь тем, что малыш с большим удовольствием ищет и исправляет ошибки взрослого.
Развитие тонкой моторики
Основной акцент в развитии тонкой моторики у ребёнка 5-го года жизни делается на изобразительную деятельность. Рисунок должен быть детализированным, поэтому задача взрослых – помочь малышу, обращать его внимание на детали предметов, части тела человека и т.д. Совершенствуется и аппликация. Если ранее для вырезания и наклеивания фрагментов аппликации необходима была помощь взрослого, то теперь многое ребёнок в состоянии выполнить самостоятельно. По-прежнему актуальны лепка и конструирование.
Развитие речи
Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза
Для освоения чтения и письма важно научить ребёнка вычленять отдельные звуки. Слоги, определять их последовательность в слове, уметь соединять звуки в слоги и слоги в слово.
Когда ребёнок учился дифференцировать звуки речи, распознавать и отличать их, он уже приобрёл определённые навыки звукового анализа. На этом возрастном этапе надо закрепить и углубить их. Вначале объясните ребёнку, что такое звук: девочка плачет «А!» - она произносит звук а; самолет летит «У!» - он издаёт звук у; у мишки болит зуб, он стонет «О!» - он издаёт звук о. Затем научите малыша вычленять гласные звуки в начале слов (ударение должно падать на этот гласный звук). Понадобится зеркало, чтобы увидеть артикуляцию звуков.
Какие слова можно предложить ребёнку для анализа?
[А] – Алик, астры, август; [О] – ослик, осень, окна; [У] – улица, утка, улей; [И] – иглы, ива, иней.
Затем предлагаем слова, в которых эти звуки стоят в конце: [А] – оса, лиса, река; [О] – окно, ведро, седло; [У] – качу, верчу, гляжу; [И] – коньки, васильки, петухи.
Затем предлагаем найти гласные звуки в односложных словах из трёх-четырёх звуков: [А] – мак, кран, шарф; [О] – кот, слон, мост; [У] – дуб, труд, куст; [И] - пир, приз, бинт.
При выполнении этих заданий обязательно проговариваем с ребёнком, где именно «спрятался» звук, и далее предлагаем схему, с помощью которой он сможет указывать местоположение звука: начало слова – середина слова – конец слова.
При изучении согласных звуков проводится аналогичная работа, только в иной последовательности: выделять согласный в конце (если он не звонкий), в начале слов со стечением согласных (звук [М] – мрак, [Т] – трап), в начале без стечения согласных ([М] – мак, [Т] – ток), в середине слова со стечением согласных и без стечения ([М] – компот, комод, [Т] – утро, вата).
Когда ребёнок научится правильно выделять звуки в слове, можно предложить ему определить последовательность звуков в словах.
Дополнительно следует научить малыша отхлопывать слоги, вначале на простых ритмических структурах (ма – один хлопок, ма-ма – два хлопка, ма-ма-ма – три хлопка), затем на материале слов.
Чтобы научить ребёнка составлять слова из звуков, предложите ему внимательно послушать слово, которое вы произнесёте, повторить его: [Д] - [О] - [М] - дом, [М] - [А] - [К] – мак. Пауза между звуками не должна составлять более 3 секунд, а слова должны быть хорошо знакомы ребёнку. В дальнейшем, когда он будет легко синтезировать звуки в слова, можно увеличивать паузу до 5 секунд и давать слова более сложной слоговой структуры и менее знакомые.
Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи
На 5-м году жизни ребёнка продолжается работа над обобщающими понятиями (мебель, посуда, одежда, обувь, головные уборы, транспорт, овощи, фрукты), названиями домашних животных и их детёнышей, диких животных европейской полосы и их детёнышей, домашних. Городских и диких птиц. Ребёнок должен знать не только как они называются, но и как подаёт голос, кто что ест.
Постепенно в словарь вводятся названия профессий и действий, связанных с профессиональной деятельностью; при этом хорошо использовать ролевые игры.
Учите ребёнка использовать слова, характеризующие эмоции и взаимоотношения людей. Для этого хорошо использовать разнообразные сюжетные картины, при обсуждении которых можно обратить внимание малыша на чувства людей, отношения между ними, попросить поставить себя на место каждого из героев, рассказать, что бы он чувствовал в такой ситуации.
Закрепляйте правильное употребление слов, обозначающих местоположение предметов, и предлогов.
Отдельная работа должна проводиться по введению в речь малыша антонимов. Вначале необходимо подобрать парные картинки, чтобы он наглядно увидел разницу между антонимами, например: чистый мальчик – грязный мальчик; старая книга – новая книга; днём светло – ночью темно; машина далеко – машина близко и т.д. После того, как ребёнок усвоит антонимы, желательно закрепить их на материале сложносочинённых предложений типа «Этот мальчик грязный, а этот – чистый» или «Эта книжка новая, а не старая». Предложите ребёнку поиграть в игру «Наоборот». «Всё, что я скажу, надо сказать наоборот. Я говорю: «Эта машина близко»; ты говоришь: «А эта машина далеко».
Учите малыша употреблять числительные.
Продолжается работа по совершенствованию навыков словоизменения.
Родительный падеж единственного числа существительных.
Предложите ребёнку рассмотреть и запомнить четыре-пять картинок или предметов, выложенных на столе, попросите отвернуться, уберите одну картинку и спросите: «Чего не стало?».
Родительный падеж множественного числа существительных хорошо закрепляется в играх с картинками или предметами. Например: попросите малыша найти картинки, на которых нарисован один предмет и много таких же предметов, назвать их: один мяч – много мячей, одна кукла – много кукол, один стол – много столов, один стул – много стульев.
Множественное число существительных, обозначающих детёнышей диких и домашних животных: щенок – щенята, медвежонок – медвежата.
Образование глаголов настоящего времени хорошо закреплять в ходе ответов на вопросы: «Нам надо мыть посуду. Что делают ребята? Моют посуду. После обеда хорошо пить чай. Что делает бабушка? Пьёт чай».
Спряжение глаголов единственного числа по лицам: я ем, ты ешь, он ест.
Изменение прилагательных по родам.
Прежде чем приступить к этому виду работы, необходимо проверить, умеет ли ребёнок согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё» с существительными. Для этого поиграйте в «Жадину». Разложите на столе картинки или предметы, предложите ребёнку поочерёдно забирать их себе, говоря при этом «Это моя шапка. Это мой свитер. Это моё полотенце» и т.д. Если малыш правильно согласовывает местоимения с существительными, можно переходить к согласованию прилагательных с существительными. Примеры заданий: «Назови вкус продуктов: сахар, соль, лимон, мороженное, молоко». Игра «Наоборот»: табурет твёрдый, а софа …. Шарф чистый, а полотенце …. Игра «Аналогии»: вода горяча и чайник … Снег белый и зайка … .
В работе над грамматическим строем речи учите ребёнка распространять предложения за счёт определений и обстоятельств, а также строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Для этого можно использовать игру «Кто больше?». Попросите малыша составить предложение по картинке, например: «На стуле спит кот». Каждый поочерёдно произносит одно и то же предложение, добавляя к нему определения: « На деревянном стуле спит кот. На большом деревянном стуле спит кот. На мягком большом деревянном стуле спит кот. На мягком большом деревянном стуле спит рыжий кот». И т.д. Скорее всего, особенно вначале, ребёнок попытается при распространении предложений использовать антонимы, например: «На большом мягком, твёрдом деревянном стуле …». Объясните ребёнку, что, поскольку речь идёт об одном и том же предмете, так говорить неправильно: стул не может быть одновременно и мягким, и твёрдым. Вскоре такие ошибки исчезнут.
При изучении антонимов мы уже познакомили малыша с составлением сложносочинённых предложений с союзом «а». Продолжим работу, составляя предложения по картинке с несколькими действующими лицами, употребляя союзы «а», «и»: «Петя играет в песочнице, и Маша играет в песочнице. Петя играет в песочнице, а мама читает книгу».
Работу над сложноподчинёнными предложениями лучше начинать с фраз типа «Сначала…. , а потом». Можно подобрать пары сюжетных картинок (мальчик ест – мальчик моет посуду, девочка умывается – девочка вытирается и т.д.), предложить малышу найти нужные пары и составить предложения. Хорошо использовать игру «Найди ошибку», когда взрослый заведомо неправильно выстраивает причинно-следственные связи, а малыш его исправляет: «Сначала я вытру посуду, а потом помою её. Сначала я нарисую, потом возьму карандаш и т.д.».
Работу над сложноподчинёнными предложениями с союзом «потому что» целесообразно организовать в форме игры «Почемучка»: разложите на столе различные предметы (зонтик, ложка, машинка, чашка и т.д.), попросите ребёнка поочерёдно брать их и отвечать на ваши вопросы, например: «Почему ты взял чашку?» - «Я взял чашку, потому что хочу пить».
В работе над сложноподчиненными предложениями с союзом «чтобы» можно использовать ту же игру или игру «Волшебник». Предложите малышу представить, что он волшебник и все его желания сбываются, попросите загадать желание: «Я хочу, чтобы …».
Изучая сложноподчинённые предложения с союзом «что», поиграйте с ребёнком в игру «Знайка и Незнайка»: вначале вы будете Знайкой, а ребёнок Незнайкой, потом поменяйтесь ролями. Взрослый: «Я знаю, что медведь зимой спит». Ребёнок: «Я не знаю, что медведь зимой спит». И т.д.
Связная речь.
На 5-м году жизни продолжается совершенствование диалогической речи. Учите малыша описывать картину, составлять рассказы по картине или серии сюжетных картин. Формируйте умение объяснять последовательность своих действий при выполнении того или иного задания.
Большое значение в этом возрасте, как и ранее, придаётся чтению детских сказок, их пересказу. Ребёнок должен научиться объяснять, почему ему нравится или не нравится сказка, рассказать про своего любимого героя. Рекомендуется также заучивание стихов, что способствует развитию слухоречевой памяти, обогащению словаря и уточнению грамматических конструкций.
Желаем вам успехов и терпения!